
ПРОГРАММА
развития профориентационной работы
на период 2013-2015 годы:
«Создание целостной системы профориентационной работы с обучающимися всех ступеней профессиональной подготовки в рамках кластерной среды в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализаци»
Введение.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Профориентация - это научно обоснованная целостная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
По своему построению система профессиональной ориентации является сложной структурой, объединяющей деятельность школ, профессиональных образовательных учреждений, государственных органов управления, средств массовой информации, семьи, других социальных институтов, ответственных за образование и трудоустройство молодёжи. В этой связи вопросы проведения единой государственной политики по формированию у молодежи в процессе обучения и воспитания осознанного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами и способностями каждого, координация профориентационной работы, её методического обеспечения приобретают особую актуальность.
Изменение социально-экономического положения в стране на фоне ухудшения демографической ситуации и возросшей конкуренции среди образовательных учреждений профессионального образования, а также накопленный опыт проведения профориентационной работы в колледже создали предпосылки для появления инновационного структурного подразделения - Центра профориентации и социальной адаптации молодёжи, на обеспечение устойчивого функционирования которого направлена «Программа развития профориентационной работы в ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» на период 2013-2015г.г.», в которой разработана целостная система профориентационной работы с обучающимися всех ступеней профессиональной подготовки, определена концепция её дальнейшего развития и основные направления деятельности колледжа по формированию профессиональной культуры специалиста нового типа, оказанию психологической поддержки молодёжи в целях обеспечения экономической стабильности региона и потребностей личности в самореализации в условиях реализации кластерного подхода к развитию образования и введения ФГОС.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
Программы |
Программа развития профориентационной работы в ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» |
Основания для
разработки Программы |
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» от 31.12.12г. № 273-ФЗ;
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 г.;
Решение областной педагогической конференции учреждений СПО «Стратегические ориентиры государственной политики в сфере развития системы подготовки кадров и формирования прикладных квалификаций» (28.08.2013)
Концепция модернизации российского образования до 2020 года;
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001г. №160 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» |
Цель Программы |
Создание условий для координации потребностей предприятий региона в кадрах определенного уровня профессиональной подготовки и возможностью каждого обучающегося освоить определенный уровень профессии в рамках единой кластерной среды образовательного комплекса.
Создание и совершенствование системы управления качеством профессиональной подготовки специалистов транспортной отрасли в соответствии с учетом потребностей перспективного регионального рынка труда и профессионально-личностной направленностью и готовностью обучающихся в рамках единого транспортного кластера региона.
|
Задачи Программы |
-
Провести анализ существующей теории и практики профориентационной работы, обеспечивающей процесс формирования профессиональной направленности абитуриентов и обучающихся.
-
Выявить основные компоненты системы профориентационной работы с учащимися СОШ и интернатных учреждений г.Тамбова и Тамбовской области, абитуриентами и студентами колледжа, определить их преемственность и взаимосвязь.
-
Разработать педагогический механизм формирования профессионального самоопределения учащихся предпрофильных и профильных классов, абитуриентов, профессиональной мотивации обучающихся колледжа в условиях реализации непрерывного образования и экспериментально проверить ее эффективность.
-
Обеспечить скоординированность действий колледжа и работодателей по профориентации для повышения качества подготовки специалистов с профессиональным образованием различного уровня в рамках единой кластерной среды.
-
Создать гибкую, целостную и мобильную систему профессиональной ориентации в колледже с учетом быстро меняющегося рынка труда.
-
Организовать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения, личностного и профессионального развития обучающихся на всех этапах уровневой профессиональной подготовки.
-
Активизировать ресурсный потенциал колледжа для обеспечения качества профориентационной деятельности, профессионализации обучающихся.
|
Основные направления Программы |
-
Изучение с помощью анкетирования профессиональных интересов, намерений, потребностей, свойств успешной профессиональной самореализации личности.
-
Изучение потребностей региона в специалистах и рабочих кадрах, реализуемых в колледже направлений профессиональной подготовки.
-
Создание Лаборатории компьютерного мониторинга профессиональных свойств личности.
-
Разработка пакета диагностических методик определения профессиональной направленности личности и размещение анкет на хостинге.
-
Проведение комплексной профориентационной работы с молодёжью, в том числе информирование о противопоказаниях к работе.
-
Организация рекламной деятельности, направленной на повышение степени популярности профессий и специальностей, обучение по которым проводится в ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».
-
Подготовка и открытие университетских классов на базе ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» и ТГТУ по смежным специальностям.
-
Разработка научно-методического сопровождения психолого-профориентационной работы.
|
Сроки, этапы реализации Программы |
I этап: сентябрь 2013 - январь 2014г.г. - выявление перспективных направлений развития профориентационной работы ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж» и моделирование целостной системы профориентационной работы, обеспечивающей формирование профессиональной культуры специалиста нового типа;
II этап: январь 2014- октябрь 2015г. – внедрение инновационной целостной модели профориентационной работы в деятельность колледжа;
III этап: октябрь 2015 – декабрь 2015 г.г. – оценка эффективности, обобщение и распространение опыта работы . |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
-
Интеграция деятельности колледжа, школ, учреждений дополнительного и высшего профессионального образования, средств массовой информации, семьи и других социальных институтов, направленной на формирование у учащихся осознанного подхода к выбору профессии в соответствии как с собственными интересами и способностями, так и потребностями региона в специалистах определенного профиля.
-
Авторская методика тестирования профессиональной направленности обучающихся, построенная на основе аппарата искусственных нейронных сетей и другое сертифицированное программное обеспечение оценки профессионального маршрута.
-
Авторская модель профессиональной направленности личности.
-
Повышение качества профориентационной работы за счёт использования дифференцированных и личностно-ориентированных подходов.
-
Разработка комплекса информационно-методических материалов по оказанию помощи в области организации профориентационной работы.
-
Ежегодный мониторинг учащейся молодежи региона, анализ данных тестирования и рекомендации для административных органов Тамбовского региона.
-
Создание механизма оценки эффективности новой модели профориентационной работы.
|
Скачать полную версию "Программы профориентационной работы на 13-15". Файл .odt
|