
ПРОГРАММА
развития
научно-методической
работы
на
2010-2014 годы
Цель: обеспечить качество научно-методической
поддержки образовательного процесса
ОУ на уровне, отвечающем актуальным потребностям
образовательной системы колледжа, обеспечивающем
рост профессиональной компетентности
педагогических кадров на основе реализации
адаптивной модели научно-методической
службы.
Приоритетные
задачи научно-методической службы колледжа:
- создать условия,
обеспечивающие субъектную позицию каждого
педагогического работника в повышении
квалификации, предполагающую рефлексивный
самоанализ деятельности, освоение способов
самообразования и саморазвития;
- оптимизировать
систему информационного обеспечения
деятельности научно-методической службы
и других структурных подразделений ТОГБОУ
СПО «Политехнический колледж»;
- создать мотивационные
условия участия субъектов образовательного
процесса колледжа в реализации новой
модели научно-методической работы;
- выявить, изучить
и распространить опыт в организации научно-методической
поддержки образовательного процесса
на уровне других образовательных учреждений
системы СПО Тамбовской области;
- обеспечить распределение
ответственности между участниками научно-методической
работы в колледже как базовой характеристики
управления процессом повышения профессиональной
компетентности педагогических кадров;
- провести обновление
и корректировку содержания внутриколледжных
мероприятий по повышению профессиональной
компетентности педагогических кадров
в соответствии с целью Концепции;
- разработать систему
мониторинга эффективности деятельности
научно-методической службы колледжа.
Концептуальные
подходы к построению
модели научно-методической
службы ТОГБОУ СПО
«Политехнический колледж»
Анализ
выявленных противоречий, оценка и
ранжирование проблем позволил выработать
концепцию организации научно-методической
работы ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»
и разработать программу ее реализации
посредством разработки и внедрения
инновационной адаптивной модели научно-методической
службы.
Одним
из методологических оснований решения
данной проблемы может быть избран,
по нашему мнению,
компетентностный подход,
согласно которому целевым ориентиром
профессиональной подготовки является
становление интегральной профессионально-личностной
компетентности педагога, определяющей
его универсальную способность проектировать
и реально обеспечивать новое качество
образования.
Очевидно,
что составляющие профессионально-педагогической
компетентности учителей различных
учебных дисциплин будут иметь
определенные доминанты, что обусловлено
спецификой предмета и методикой его преподавания.
Признавая
наличие определенных ограничений
в данном подходе, тем не менее, можно
предположить, что в результате его
реализации педагог, обладающий достаточным
уровнем интегральной профессиональной
компетентности, будет способен обеспечить
положительные и высокоэффективные результаты
в обучении и развитии учащихся.
Приоритетные
идеи развития научно-методической
службы колледжа
Новое
качественное состояние научно-методической
службы колледжа предполагает:
*
Сущностные изменения
отношений научно-методической
службы колледжа
с субъектами внешней
среды.
Эти
отношения должны обеспечивать:
-
открытость системы, ее мобильность
и гибкость;
-
развитие социального партнерства,
активный поиск деловых партнеров и дополнительных
источников внебюджетного финансирования.
*
Сущностные изменения
внутренней среды
научно-методической
службы (качество
результатов, процесса,
условий).
Эти
изменения должны обеспечить следующие
аспекты:
а) Признание
сущностного права педагога
на свободное самоопределение
и самореализацию, права
на свободу выбора.
Ориентация
на приоритет свободного выбора предоставляет
педагогу возможность выбора программы
повышения квалификации, индивидуального
маршрута на уровне содержания, методики,
опыта, сложности, конечного результата
для удовлетворения своих интересов, потребностей,
осуществления своих целей, развития способностей,
творческой самореализации.
б) Творческое
сотрудничество или
изменение личностных
установок участников
образовательного процесса
в совместной продуктивно
разделенной деятельности.
Прежде
всего, это переход к отношениям
добровольного содействия, творческого
соучастия в едином процессе поисково-разработческой
деятельностной, живой коммуникации,
где педагоги вместе с организаторами
научно-методической работы становятся
проектировщиками и реализаторами своих
же замыслов и, дополняя друг друга, достигают
качественно нового уровня индивидуального
и коллективного развития.
* Сущностные
изменения структуры
и содержания управления
научно-методической
службы, которые должны
обеспечить управляемость структурных
элементов научно-методической службы
колледжа при их относительной самостоятельности.
Описание
модели научно-методической
службы колледжа
Основой
предлагаемой модели научно-методической
службы колледжа является идея актуализации
взаимосвязей трех основных блоков:
- БЛОК А (стабильного
функционирования), включающий цикловые
методические комиссии колледжа (ЦМК ОУ),
научно-методический совет колледжа (НМС),
областные методические объединения педагогов
(ОМО) и как основной выход этого блока
- педагогический коллектив образовательного
учреждения;
- БЛОК Б (инвариантного
функционирования), представленный
творческими и проектными группами педагогов,
опытно- экспериментальными площадками,
участниками конкурсов профессионального
мастерства. В этот блок также включены
экспертный и координационный советы,
являющиеся постоянными структурами,
но исполняющие специфические функции
локального и периодичного характера;
- БЛОК В (внешних
связей), к которому отнесены: отдел
развития НПО и СПО ТОГОАУ ДПО «Институт
повышения квалификации работников образования»
как основной субъект партнерства в сфере
повышения профессиональной компетентности
педагогов, работодатели как потребители
образовательных услуг колледжа, учреждения
высшего, средне-специального и начального
профессионального образования, базовые
школы, реализующие программы предпрофильной
и профильной профессиональной подготовки,
другие социальные партнеры, а также обучающиеся
ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»
как конечный объект методической работы
всех субъектов образовательного пространства
колледжа.
Характеристика
блока А.
- НМС (научно-методический
совет) - деятельность которого определена
спецификой конкретного образовательного
учреждения: характером реализуемой образовательной
программы, уровнем развития профессиональной
компетентности педагогических кадров,
наличием актуальных для педагогов и учреждения
в целом проблем методического характера
и включает следующие направления: организационно-
и научно-методическую работу, аттестационно-диагностическую,
психолого-педагогическое сопровождение,
информационно-коммуникационную и пр..
ОМО
(областные методические
объединения), ЦМК ОУ (цикловые
методические комиссии
колледжа) - являются формами методической
работы с педагогами (на
областном и внутриколледжном
уровнях соответственно), характеризуются
некоторой предметной локальностью, но
в то же время создают уникальную образовательную
среду, способную стать полем проявления
творческой активности педагогов. Деятельность
ОМО и ПК ОУ направлена на конкретное преломление
общедидактических, психологических и
методических положений применительно
к учебно-воспитательному процессу по
тому или иному направлению.
Педагогический
коллектив - основной ориентир деятельности
остальных субъектов методической работы,
представленных в блоке. Одним из показателей
результативности деятельности научно-методической
службы колледжа в отношении отдельных
педагогов является уровень их субъектности,
проявляющийся в степени участия педагога
в организуемых на уровне колледжа, города,
области, региона мероприятий, их социальная
активность, способность и желание к самообразованию,
стремление к профессиональному росту.
Задачами
развития в блоке
А являются:
-
разработка инструментария, используемого
для выявления профессиональных
затруднений педагогических работников;
-
оказание комплексной поддержки
каждому педагогическому работнику
колледжа в определении проблемных зон,
планировании и реализации траектории
саморазвития и самообразования;
-
корректировка деятельности научно-методической
службы колледжа в организации
повышения профессиональной компетентности
инженерно-педагогических работников
колледжа.
Характеристика
блока Б.
Экспертный
и координационный
советы - являются коллегиальными органами
управления развитием научно-методической
службы колледжа и призваны принимать
решения на стратегическом уровне. Кроме
того, тот факт, что в состав советов входят
специалисты высокой квалификации, в том
числе представители работодателей, советы
выполняют функцию экспертизы, как принимаемых
решений, так и результатов деятельности
субъектов научно-методической службы
колледжа по их исполнению.
Творческая
группа педагогов - создается в рамках
областного или внутриколледжного методического
объединения на добровольной основе из
числа педагогов, проявляющих интерес
к той или иной проблеме, разрешение которой
способствует повышению качества образования
и создает условия для самореализации
педагога.
Результатом
работы творческой группы является создание
педагогического продукта нового качества
(например, авторского курса, методики,
педагогического инструментария, педагогической
модели, и др.).
Опытно-экспериментальные
площадки - создаются на базе образовательного
учреждения, помимо решения задач, определенных
программой эксперимента, обеспечивает
включение педагогов в исследовательскую,
поисковую, опытно- экспериментальную
деятельность, что становится существенным
фактором в повышении их профессиональной
компетентности, развитии мотивации к
самообразованию и личностному развитию.
Участники
конкурсов профессионального
мастерства, участвующие в инновационной
деятельности и достигшие наиболее значимых
результатов, рассматривается нами как
существенный ресурс в обеспечении развития
всей системы образования колледжа.
Задачами
развития в блоке
Б являются:
-
обобщение опыта инженерно-педагогических
работников колледжа, работающих
в инновационном режиме и имеющих
высокие результаты деятельности по различным
направлениям образовательной практики,
внедрение и распространение опыта их
работы;
- определение перспективных
направлений развития внутриколледжной
системы образования («точек роста») и
организация их разработки на уровне творческих
групп, или опытно-экспериментальных площадок.
Характеристика
блока В.
Отдел
развития НПО и
СПО ТОГОАУ ДПО
«Институт повышения
квалификации работников
образования» - играет ведущую роль
в определении региональной политики
в области содержания и организации непрерывного
профессионального образования и является
непосредственным координатором методической
работы на уровне муниципалитетов и территорий
Тамбовской области.
Учреждения
высшего, средне-специального
и начального профессионального
образования, базовые
школы, реализующие
программы предпрофильной
и профильной профессиональной
подготовки - являются традиционными
партнерами научно-методической службы
колледжа как в вопросах повышения профессиональной
компетентности инженерно-педагогических
кадров, так и в расширении образовательного
пространства колледжа.
Развивающаяся
система социального
партнерства (Управление
образования и науки
Тамбовской области,
его структурные подразделения,
промышленные предприятия
и учреждения города
и области, являющиеся
основными заказчиками
и потребителями образовательных
услуг колледжа, молодежные
и общественные организации,
родители обучающихся
и др.) рассматривается как существенный
резерв в организации сетевого взаимодействия
субъектов образовательного пространства
колледжа в достижении современного качества
образования и должна сыграть важную роль
в реализации новой модели научно-методической
методической службы колледжа.
Обучающиеся
- наличие данного структурного элемента
модели продиктовано важностью учета
конечных результатов деятельности научно-методической
службы колледжа. Выступая в качестве
основного показателя эффективности деятельности
всех субъектов образовательного процесса,
результативность учебной и творческой
деятельности обучающихся ТОГБОУ СПО «Политехнический
колледж» во многом определяет содержание
и характер научно-методической работы.
Задачи
развития по блоку
В:
- развитие взаимодействия
с работодателями, учреждениями профессионального
образования, научными учреждениями, родителями,
общественностью на принципах социального
партнерства, предполагающих наличие
и реализацию обоюдных интересов партнеров.
Предложенные
концептуальные идеи являются фундаментом
для оптимального сочетания традиций,
прошлого опыта деятельности с процессом
системного преобразования научно-методического
пространства в рамках разработанной
«Программы развития научно-методической
работы ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж»
на период 2010-1015 г.г.».
Сроки
реализации: 2010 - 2014годы.
Этапы
реализации:
- Ориентировочный
(декабрь 2010г. - май 2011г.)
Выявление
перспективных направлений развития
научно-методической работы ТОГБОУ СПО
«Политехнический колледж» и моделирование
нового качественного состояния
научно-методической службы, обеспечивающей
их поддержку.
- Основной
этап (май 2011г.- май 2014
гг.)
Внедрение
новой модели научно-методической работы
ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».
- Обобщающий (июнь
- декабрь 2014 г.)
Основные
исполнители:
Администрация
и инженерно-педагогический коллектив
ТОГБОУ СПО «Политехнический колледж».
Управление
процессом реализации
Концепции:
Корректировка
плана мероприятий по реализации
Концепции находится в компетентности
научно-методического совета колледжа.
Оперативное управление осуществляется
директором колледжа, его заместителями,
председателями цикловых методических
комиссий.
Ожидаемые
результаты:
- создание в
колледже инновационной адаптивной
научно-методической службы по сопровождению
образовательных реформ, обладающей
качественными ресурсами (кадровыми,
методическими, программными, техническими,
материальными и др.);
- внедрение адаптивных
моделей научно-методической поддержки
педагогических работников;
- создание системы
диагностики профессиональных затруднений;
- создание системы
сопровождения и стимулирования инновационной
деятельности в колледже;
- создание стратегии
кадровой политики в условиях перехода
на нормативное финансирование отрасли;
- создание нормативно-правовой
базы, совершенствующей систему взаимоотношений
колледжа с органами управления, социальными
структурами и общественностью;
- разработка методических
рекомендаций по совершенствованию методической
работы на различных уровнях ее организации;
- вовлечение общественности
и социальных партнеров в решение проблем
образования;
- создание банков
данных по вопросам функционирования
образовательного учреждения с использованием
различных видов носителей информации;
- обновление материально-технической
базы колледжа;
- повышение уровня
удовлетворенности педагогов работой
научно-методической службы и ее структурных
подразделений.
|